Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
-
внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
-
сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
-
отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
-
демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
-
ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
-
прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
-
Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
-
Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
-
Нельзя садиться в чужую машину.
-
Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
-
Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия».
Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов службы экстренной психологической помощи
в Республике Беларусь:
-
Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)
-
Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)
-
Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)
-
Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)
-
Могилевская область: г. Могилев 80222 71-11-61(круглосуточно)
-
г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)
-
для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»
-
Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно
Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр-нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.
"Добро против насилия"
Цель: Поразмышлять с учащимися о нравственных важнейших ценностях; добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия.
Ход:
1. Вступление.
Предлагаю вам подумать и ответить:
Что такое добро? Что такое зло? Что такое насилие? Каковы виды проявления насилия? (диалог с учащимися)
Насилие — принуждение для достижения целей.
Насилие, насильство (словарь В.Даля) — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Цель насилия — завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Есть разные формы насилия. Каждая характеризуется по-своему. Давайте попробуем дать каждой определение.
Формы насилия (диалог с учащимися):
Физическое насилие – рукоприкладство, побои, грубое отношение.
Эмоциональное – грубые окрики, оскорбления, постоянная критика, унижение чувства достоинства оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих вещей.
Сексуальное – домогательства, вульгарные выражения, склонение к сексуальным отношениям.
Пренебрежение нуждами ребёнка - это отсутствие заботы, ограничение в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.
Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое.
Скажите, какая из всех перечисленных нами форм насилия на вас оказывает самое большое влияние и почему?
Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком.
Откуда же тогда оно возникает?
Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
Семейное насилие вызвано социальными факторами, стрессами в семье, употреблением алкоголя или наркотиков. Прибегают к физической силе в том случае, когда нет возможности мирно повлиять на принятие в семье тех или иных решений.
Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком.
2.Сейчас мы с вами обсудим ситуации и постараемся ответить на следующие вопросы: Какие виды насилия присутствуют в данной ситуации, что делать в данной ситуации, к кому обратиться: (диалог с учащимися)
Ситуация 1
Золушка — бедная сиротка, которую злая мачеха и ее вздорные дочки, заставляют тяжко работать с утра до ночи. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. (эмоциональное, пренебрежение)
Ситуация 2
Кот Базилио и Лиса Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязали Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить у него деньги. (физическое, психическое)
Не думайте, что насилие можно причинять, не боясь быть наказанным. Нет, наш закон нас охраняет. Существует ответственность за проявление насилия по отношению к другому человеку.
Часто, когда над подростком совершается насилие, он боится сказать об этом даже родителям. Что же делать в таком случае? Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете.
Определите для себя, кто это может быть (ответы детей).
Давайте сделаем вывод:
- насилие в любой форме неприемлемо.
- люди должны уважительно относиться друг к другу
- если к вам проявляют насилие, надо защищаться и вам помогут
- предостерегайте других от насилия.
3. Притча «Все оставляет свой след».
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется ».
4.Рефлексия.
- Что вам запомнилось на занятии?
- Изменилось ли твое мнение после занятия?
- Что ты получил на занятии для себя?
Мы против насилия, агрессивности и жестокости.
Профилактическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-8 классов.
Цель :провести профилактическую и разъяснительную работу по проблемам противоправного поведения в социуме; уточнить понятия «насилие», «агрессивность», «жестокость», причины их возникновения и способы преодоления; учить владеть собой, контролировать свое поведение; воспитывать позитивные моральные и волевые черты характера.
Материалы: зеркальца, плакаты, принадлежности для рисования, наглядный инвентарь для упражнений.
Ход занятия.
Сообщение темы и цели. Вступительное слово.
Каждому человеку хочется, чтобы его окружали добрые люди, которые уважают себя и других, чтобы не нужно было бояться выйти на улицу поздно вечером, закрываться железными дверями и замками, ставить решетки на окна, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не нужно было бояться, что он может сделать тебе что-то плохое. Но жестокость, агрессия и насилие существовали всегда и существуют сейчас.
Вопрос о том, почему происходят преступления и проступки людей, изучают уже давно. Одни исследователи считают, что все зависит от индивидуальных черт (строения черепа, своеобразной внешности), другие убеждены, что насилие прямо связано с возрастом (молодые люди, подростки не осознают серьезности своих действий и поступков), третьи – считают, что все зависит от воспитания, от безвыходности, тяжелой жизни.
Насилие случается почти везде. Поэтому сегодня я предлагаю хотя бы на мгновение остановиться и подумать: почему оно возникает, каким бывает и как его предупредить.
Жестокость и агрессивность –
это плод злого ума и часто –
трусливого сердца.
Л. Ариосто
1. Игра «Цепная реакция».
Давайте сейчас почувствуем друг друга и научимся доверять друг другу, подставлять руку, поддерживать. Для этого возьмемся за руки, подумаем о чем-нибудь хорошем и легонько пожмем руку соседу слева. И так передадим пожатие по кругу. Последний скажет: «Ап!». Теперь в другую сторону. А теперь начнем одновременно с двух сторон.
2. Игра «Отражение».
Приятно чувствовать дружескую поддержку, добрые мысли, видеть милые лица. Но часто мы видим совсем другую картину: на лице – гнев, в голове – злость, в душе – агрессию. Давайте посмотрим на себя в разные минуты жизни. Возьмите зеркальце, посмотрите на себя спокойного, а теперь нахмурьтесь, улыбнитесь, погрозите себе. Какие чувства вы испытали?
3. Упражнение «Невод».
Давайте подумаем и составим список своих «нелучших» качеств, напишем на листочках одно из них, которое больше всего мешает вам в общении. Я пройду с «неводом», соберу все записки и «утоплю» их в «озере». Пусть с этих пор ничто вам не мешает.
А сейчас мы с вами разберем, что такое агрессия, агрессивность, насилие, жестокость.
Агрессия (лат. aggressio - нападение) - поведение или форма отношений, наносящее ущерб объектам нападения. В психологии - умышленное причинение вреда иным лицам (или себе).
Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) — устойчивое эмоциональное состояние, которое проявляется в гневе, злобе, раздраженности.
Агрессия – поведение, агрессивность – состояние, вестник агрессии.
Насилие — воздействие без добровольного согласия в отношении человека или группы. Степень насилия измеряется тяжестью причиненного жертве ущерба.
Виды насилия: пренебрежение, психологическое, физическое, сексуальное, экономическое.
Жестокость — это поведение, выражающееся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу.
Причины жестокости. Учёные-психологи отмечают, что обычно жестокие люди — психически нездоровы. Обычно это отклонение вызывается травмами в психике (после критического момента, долгого жестокого обращения, из-за психической травмы, употребления наркотика). Также психологи отмечают, что жестокости способствует длительный просмотр видеозаписей с насилием (боевики, уличные драки и так далее); прослушивание аудиозаписей с тяжёлой музыкой, которая воздействует на психику; «непосредственное» участие в насилии через компьютерные видеоигры или занятия единоборством.
4. Творческое задание.
Предлагаю разделиться на группы и подготовить творческое задание «Мы против!..»
1-ая группа.
Один ученик подошел к учителю со словами:
Мастер, у меня неуправляемый нрав. Как я могу избавиться от этого?
Ага! Давай, прояви свой характер, — сказал учитель, — его проявления волшебны!
Я не могу сделать этого просто в настоящий момент, — ответил ученик.
Ну, хорошо, потом, — тонко улыбнулся учитель. — Покажи его мне, когда сможешь.
Но я не смогу принести его тебе сразу, как что-то случится, — запротестовал ученик. — Это всегда случается неожиданно, и пока я дойду до тебя, все пройдет.
Тогда это не может быть неотъемлемой частью твоей натуры. Если бы было так, то ты мог бы показать это мне в любое мгновение. Когда ты родился, ты не имел этого. То есть это пришло к тебе извне. Я советую тебе каждый раз, когда такое состояние охватывает тебя, бить себя палкой, пока твой нрав не выдержит и не убежит прочь, — улыбаясь, закончил учитель.
2 группа инсценирует «Притчу-блюз»
Жил парень с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок с гвоздями и сказал по одному забивать их в забор всякий раз, когда парень потеряет терпение и поссорится с кем-то.
В первый день парень забил 37 гвоздей. Впоследствии он научился владеть собой, и число забитых гвоздей ежедневно уменьшалось. Юноша понял, что легче научиться сдерживать свои эмоции, чем забивать гвозди. Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тот приказал сыну извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поссорится.
Проходили дни, и впоследствии сын смог сказать отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец подвел сына к ограде: «Ты хорошо поступаешь, сынок, но посмотри, сколько дырок осталось … Ограда уже никогда не будет такой, как прежде ...». Когда говоришь человеку что-то злое, плохое, остается след. И неважно сколько раз ты потом извиняешься – шрам остается навсегда.
5. Памятка «Конструктивные способы преодоления агрессивности».
Выполняй физические упражнения (бег, гимнастика, аэробика)
Занимайся силовыми видами спорта
Тяжелый физический труд
Выплескивай злость на неживые предметы
Массажируй верхнюю часть спины для снятия напряжения
Выкричись без свидетелей, поговори о ситуации с близким для тебя человеком
Выскажись перед зеркалом
Напиши письмо, но не отсылай его
Измени вид деятельности, займись чем-то приятным
Начинай говорить со слов «я», «мне», а не «ты», «тебе»
Научись методам релаксации (расслабления) и медитации (сосредоточенности на одном предмете)
6. Подведение итогов.
Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину: «В середине каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк - зло, зависть, ревность, грусть, эгоизм, амбиции, ложь. Второй волк - добро, мир, любовь, надежда, любезность, истина, доброта, верность».
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на мгновение задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце концов побеждает?».
Лица старика коснулась едва заметная улыбка, и он ответил ...
(Пауза, ответы детей)
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
7. Рефлексия. Упражнение «Озеро итогов»
- Какие упражнения тебе особенно понравились на уроке?
- Изменилось ли твое мнение после занятия?
- Что ты получил на занятии для себя?
Написать на «цветке» свое мнение по уроку или пожелание и опустить его в «озеро».
Занятие с элементами тренинга «Мир без насилия - вместе мы справимся»
Цель: закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и его видах;
формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение; развивать коммуникативные способности учащихся, логическое мышление; воспитывать толерантность в отношении к людям.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, газеты.
Ход занятия:
Эпиграф занятия:
«Добро делаешь - себя прославляешь, зло делаешь - себя унижаешь»(Царь Соломон)
1. Вступление.
-Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение
- Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.
- Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.
- Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.
2. Определение понятия. (Цель: вспомнить определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также - информацию о видах насилия).
Насилие - это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ему физический, моральный или психический вред.
Насилие может быть:
- Физическое - избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;
- Психологическое - насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;
- Сексуальное - вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;
- Экономическое - умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.
К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.
Агрессор - это человек, который совершает насилие.
Жертва - это человек, который подвергается насилию.
3. Мозговой штурм «Кто может совершать насилие?»
(Цель: достичь участниками понимание того, насилие могут осуществлять разные люди).
Задача участников: сказать, кто может совершать насилие (1 вариант от участника).
4. Упражнение «Перетягивание газеты».
(Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты).
Участники объединяются в пары, получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь, вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.
5. Практикум «Анализ ситуаций».
(Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия).
Каждой группе вручается задачи.
Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.
Ситуация 1
Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.
Ситуация 2
Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.
Ситуация 3
Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.
Ситуация 4
Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.
Ситуация 5
7-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться.
В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.
6. Притча «Все оставляет свой след».
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься -шрам останется ».
7. Круг идей «Как остановить насилие».
(Цель: как избежать ситуации насилия).
Задача участников: обсудить этот вопрос и предложить один вариант, объяснив его.
• Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.
• Говори спокойно и уверенно.
• Дай агрессору возможность остановиться.
• Отойди в сторону. Это не признак слабости!
• Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.
• Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!
• ПОМНИ!
• Ты имеешь право отказаться делать то, к чему тебя принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.
• Мы подобные, но все разные.
• Ваша собственность принадлежит только тебе.
• Ты имеешь право на помощь.
• Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!
8. Подведение итогов.
Рефлексия.
Упражнение «Волшебная бабочка».
(Цель: дать возможность участникам высказать свои пожелания, и при этом почувствовать, что другие внимательно слушают и воспринимают их).
Каждый участник складывает «волшебную» бабочку и сообщает свои впечатления от занятия и пожелания.
Сегодня мы обсудили важный вопрос. Надеюсь, что вы сможете изменить свое отношение к миру, людям, которые нас окружают. Мудрый царь Соломон много веков назад сказал, что добро возвышает человека, а зло унижает. Желаю вам только добра.