Родительский университет
15.10.2024 года в гимназии г.Мяделя в родительском университете прошел открытый диалог на тему «Ошибки воспитания и их последствия».
В работе принимали участие достойные, мудрые, неравнодушные люди: Благочинный Церквей Мядельского округа, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы г.Мяделя протоиерей Игорь Шалухо и педагог-психолог гимназии Лариса Евгеньевна Шушкевич.
Организовала и провела встречу Ольга Ивановна Нагорнова, педагог социальный гимназии.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка.
В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения, научается общаться и жить среди людей.
Любой ответственный родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, личностью, чтобы они могли гордиться им и радоваться его победам.
Но многие родители не задумываются о том, как их, вроде бы обычные, действия и слова влияют на их детей. Ребёнок, как губка, впитывает всё, что происходит в родительской семье. А так же он воспринимает ту информацию, которая исходит от его родителей, как абсолютную истину. И если ему говорят, что он дурак, растяпа, непутёвый, то это ляжет в основу его жизненного сценария, и дальше он в жизни будет действовать так, чтобы эти убеждения подтвердились в реальности. Он неосознанно будет совершать такие действия, чтобы окружающие сказали ему о том, какой он бестолковый.
Собственно, то же самое, только со знаком "+", происходит и тогда, когда ребёнку говорят о том, что он молодец, что мама с папой его любят и у него всё в жизни будет хорошо. Он будет создавать вокруг себя ситуации, в которых он сможет реализовать себя лучшим образом. И привлекать к себе таких людей, которые будут ему помогать по жизни и указывать ему на то, что у него получилось хорошо.
Мозгу всё равно, какие программы будут в нём работать. И родители, сами того не осознавая, выступают в роли программистов, которые закладывают в биокомпьютер своего ребёнка ту основу, которая в дальнейшем будет ему помогать по жизни, либо наоборот вставлять "палки в колёса" на пути его самореализации.
На встрече постарались разобраться, как не наделать ошибок в воспитании детей, какие последствия могут быть в его взрослой жизни. Вместе размышляли и думали, делились своим опытом и обсуждали ситуации.
План работы
Родительского университета «Школа родительской любви»
Государственного учреждения образования «Гимназия г. Мяделя»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
· формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
· формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
· обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
· организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
1. Организационное:
· формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
· разработка вкладки «Родительский университет» на сайте школы;
· размещение на ней информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
1. Информационно-просветительское:
· презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
· организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания;
· консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
· научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
· расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
· традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
· дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
на 2024/2025 уч.год
Государственного учреждения образования «Гимназия г.Мяделя»
ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»
Для родителей учащихся 5 – 9 классов
Класс |
Тема |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
5 |
Адаптация ребенка в новом коллективе |
Семинар -практикум |
I четверть |
Рудак О.К. |
6 |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
Беседа |
I четверть
|
Климович Н.А. |
7 |
Психологические и физиологические особенности семиклассников. |
Лекция |
I четверть
|
Шарко А.Ю. |
8 |
Жизненные цели подростков. |
Беседа |
I четверть |
Кобяк З.В.
|
9 |
Портрет современного подростка. |
Конференция |
I четверть |
Секлюцкая В.В. |
5 |
Ребенок среди сверстников |
Беседа |
IІ четверть. |
Рудак О.К. |
6 |
Профилактика проблемного поведения подростков. |
Психологический тренинг |
IІ четверть |
Климович Н.А. |
7 |
Профилактика правонарушений подростков. |
Беседа |
IІ четверть |
Шарко А.Ю. |
8 |
Как уберечь подростка от насилия. |
Психологический тренинг |
IІ четверть |
Кобяк З.В. |
9 |
Агрессия, еѐ причины и последствия. |
Семинар-практикум |
IІ четверть |
Секлюцкая В.В. |
5 |
Ваш ребенок вырос. |
Лекция |
IІІ четверть |
Рудак О.К. |
6 |
Безопасность подростков в сети Интернет. |
Дискуссия |
IІІ четверть |
Климович Н.А. |
7 |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста |
Семинар-практикум |
IІІ четверть |
Шарко А.Ю. |
8 |
Осторожно: суицид. |
Беседа |
IІІ четверть |
Кобяк З.В.
|
9 |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. |
Лекция |
IІІ четверть |
Секлюцкая В.В. |
5 |
Меры наказания и поощрения в современной семье |
Дискуссия |
IV четверть |
Рудак О.К. |
6 |
Организация летнего отдыха подростков. |
Конференция |
IV четверть |
Климович Н.А. |
7 |
Как повысить учебную мотивацию подростков. |
Психологический тренинг |
IV четверть |
Шарко А.Ю. |
8 |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. |
Семинар-практикум |
IV четверть |
Кобяк З.В. |
9 |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
Форум |
IV четверть |
Секлюцкая В.В. |
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»
для родителей учащихся 10 - 11 классов
Класс |
Тема |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
10 |
Здоровье - это жизнь. |
Лекция |
I четверть
|
Клуник Н.А. |
11 |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? |
Семинар-практикум |
I четверть
|
Теляк Л.А. |
10 |
Первая любовь в жизни вашего ребенка. |
Форум |
IІ четверть |
Клуник Н.А. |
11 |
Как уберечь ребенка от зависимостей? |
Конференция |
IІ четверть |
Теляк Л.А. |
10 |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. |
Вебинар |
IІІ четверть |
Клуник Н.А. |
11 |
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. |
Круглый стол |
IІІ четверть |
Теляк Л.А. |
10 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? |
Психологический тренинг |
IV четверть |
Клуник Н.А. |
11 |
Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам? |
Психологический тренинг |
IV четверть |
Теляк Л.А. |
P.S. В плане возможны изменения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «Школа родительской любви»
на 2024/2025 уч.год
Государственного учреждения образования «Гимназия г.Мяделя»
Класс |
Тема |
Форма проведения |
Сроки Проведения |
Ответственные |
5-9 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка. |
Форум |
Сентябрь 2024 г. |
Педагог социальный Нагорнова О.И. |
5-11 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения. |
Вебинар |
Ноябрь 2024 г. |
Педагог социальный Нагорнова О.И. |
5-11 |
Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у несовершеннолетних. |
Беседа |
Январь 2025 |
Педагог социальный Нагорнова О.И. |
5-11 |
Особенности здоровья и физического развития учащихся . |
Конференция |
Март 2025 |
Педагог социальный Нагорнова О.И. |
8-11 |
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников. |
Круглый стол |
Май 2025 |
Педагог социальный Нагорнова О.И. |
P.S. В плане возможны изменения.
Осторожно,суицид, или Счастье - это тогда, когда тебя понимают!
15 мая 2024 года в гимназии пошла очередная встреча в Родительском университете для родителей 5-11 классов на тему:
«ОСТОРОЖНО: СУИЦИД, или Счастье - это тогда, когда тебя понимают!»
Цель мероприятия : повысить психолого-педагогические знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида, видах оказания первой помощи в кризисной ситуации.
Занятия провели педагог социальный Нагорнова О.И. и педагог-психолог Шушкевич Л.Е.
Начали встречу с выполнения упражнения «Психологическая зарядка», чтобы определить, насколько выбранная тема важна именно для родителей. Анализируя движения, можно было легко заметить, что иногда родителям трудно понять своих детей, найти с ними общий язык, хотя все стараются приложить максимум усилий для того, чтобы дать все самое лучшее своему ребёнку, забывая о том, что самое лучшее – это наши внимание и забота.
Обсудили непростую, но крайне важную тему, которая связана с безопасностью жизни и здоровья детей. Говорили о проблеме суицида среди детей и подростков. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последнее время увеличился рост количества суицидальных попыток в подростковой среде. А впереди летние каникулы, много свободного времени, новые компании, первая влюблённость...
Были озвучены вопросы родителям для организации ими анализа собственных детско-родительских отношений.
Просмотрели и обсудили видеоролик «Письмо отца к сыну». Выполнили упражнения, предложенные педагом-психологом. Родителям вручили памятки «Как правильно общаться с подростком» и «Советы для родителей».
Встреча закончилась китайской притчей «Ладная семья».
Все пришли к выводу, что самая главная профилактика суицидов среди детей и подростков – это здоровые, доверительные отношения внутри семьи. Как бы не была загружена жизнь, жизнь ребенка должна быть всегда на первом месте.
Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. И воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже будут использованы возможности семьи и школы.
Как правильно общаться с подростком
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем возрасте… да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
«Не получается – значит, не старался!» |
Советы для родителей:
1. Открыто обсуждайте школьные и личные проблемы детей.
2. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой. Учите его способам разрешения жизненных ситуаций.
3. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.
4. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях.
5. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Любите и проявляйте заботу о своих детях вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
6. Умейте показывать свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и целуйте его.
7. «Что посеешь, то и пожнёшь!» – гласит народная мудрость. Поэтому любите своих детей, будьте искренними и честными с ними.
8. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
9. Будьте внимательным слушателем.
10. Помогите определить источник психического дискомфорта.
11. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
12. Помогите ребенку осознать его личностные возможности, покажите свою веру в силы ребенка.
13. Не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.
14. Помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.
15. Не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание.
Час просвещения «Жизненные ценности:
формирование ценностей подростка»
21.02.2024 года в гимназии проведен час просвещения в родительском университете «Школа родительской любви» на тему «Жизненные ценности: формирование ценностей подростка».
Живёте ли вы так, как хотели бы? Если вы ответили «нет» или даже задумались над ответом, возможно, у вас проблема с определением своих жизненных ценностей.
Правильно расставленные приоритеты делают наши цели более очевидными, помогают избавиться от плохих привычек и принимать правильные решения.
Подробнее о том, что такое жизненные ценности, как их для себя описать и формировать у своих детей, поговорили на встрече родители гимназистов 5-11 классов.
Ценности — это то, чем дорожат люди, что они превозносят превыше всего. Это значимые для каждого явления, идеалы или объекты из разных областей жизни. Ценности подчеркивают то, что мы защищаем. Это часть нас, наша уникальная, индивидуальная сущность. Жизненные приоритеты отражают наше поведение, они каждому из нас предоставляют кодекс поведения. И мы получаем удовлетворение, если следуем и почитаем личные ценности. Как формировать их у своих детей? Час просвещения провел гость мероприятия – Благочинный Церквей Мядельского округа , настоятель Свято-Троицкой церкви Мяделя протоиерей Игорь Михайлович Шалухо.
Жизненные ценности — это не инструкция, которой нужно следовать неукоснительно, а ориентиры, своего рода указатели на пути. Тем не менее следовать им необходимо, чтобы сохранить качество своей жизни. Ценности в процессе жизни меняются, они зависят от вашей точки зрения, знаний и опыта.
Многие проживают свою жизнь и даже не знают своих ценностей, не осознают и не пытаются понять, что для них важнее всего. И не каждый может свои важные 5-10 ценностей сформулировать. Потому что их трудно определить, если не пройти процесс открытия.
На самом деле, нужно приложить некоторые усилия, чтобы понять и принять то, что для вас ценно. И если проявите терпение, решимость и честность, то можно выявить личные жизненные приоритеты. Упражнения на выявление ценностей провела психолог территориального центра социального обслуживания населения Танана Татьяна Дмитриевна.
Участники мероприятия просмотрели и обсудили видеоролики «Что такое ценности и зачем они нужны», «10 самых важных ценностей в жизни», «Притча «Сосуд жизни».
Соблюдая правила, которые были сформулированы и озвучены на встрече, можно правильно сформировать личность ребенка и не терять его привязанности к семье.
Необходимо обращать внимание, прежде всего, на важные вещи, находить время для своих детей и любимых, следить за своим здоровьем. И еще остается достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.
Первая любовь в жизни вашего ребёнка
21.12.2023 года в рамках родительского университета «Школа родительской любви» в гимназии прошел открытый диалог на тему : «Первая любовь в жизни Вашего ребёнка». Первая любовь… Она, как известно, нечаянно нагрянет. И обязательно не вовремя: слишком рано или в разгар экзаменов. И превратит ненавистника уроков литературы в поэта, а «»ботаника» в разгильдяя». Более того, она частая причина конфликтов отцов и детей. Но никуда от нее не деться. Эмоции через край. Что делать? Как себя вести? Как помочь подростку пережить этот непростой, но важный период, не натворив глупостей? Какую тактику выбрать родителям, чтобы не потерять доверие сына или дочери? На эти вопросы вместе искали ответы родители гимназистов 5-11 классов. Провела встречу социальный педагог Нагорнова О.И.
Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь.
Встреча в родительском университете 20.10.2023
Как уберечь ребенка от дурных поступков?
20 октября 2023 года в рамках родительского университета «Школа родительской любви» в гимназии состоялся круглый стол на тему: «Как уберечь подростков от дурных поступков?». В его работе приняли участие родители гимназистов 5-11 классов, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Семенович Майя Мефодьевна, директор гимназии Азарко И.И., педагог- психолог Шушкевич Л.Е. Провела мероприятие педагог социальный Нагорнова О.И.
Семья выступает важнейшим источником формирования и развития личности, воспроизводства человеческого капитала, накопления и передачи традиций, духовных и нравственных ценностей.
Семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно на семью возлагается главная роль в воспитании детей как правосознательных и законопослушных граждан
Проблема роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних – одна из актуальных проблем сегодняшнего дня, так как с каждым годом увеличивается количество преступлений и правонарушений, совершаемых подростками. А ведь это не просто преступления, порой – это покалеченные судьбы детей, отдельных семей. И причины, толкающие детей на этот шаг, иногда напрямую зависят от тех людей, которые находятся рядом.
Что делать? Как и чем помочь? Как оградить ребенка от дурных поступков?
Эту важную тему обсуждали на встрече. Послушали специалистов, профессионалов, поделились собственным опытом и мыслями.
Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.
К сожалению, факты говорят о том, что ежемесячно несовершеннолетними совершается 100-120 преступлений. В большинстве это преступления имущественного характера: кражи, хищения. Далее идут хулиганства, мошенничества и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Больше всего преступлений совершается в субботу и в ночное время, когда дети заняты менее всего.
Несмотря на всю выстроенную в гимназии систему работы по профилактике правонарушений у учащихся, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе.Только согласованная работа педагогов и родителей будет иметь успех.
ПАМЯТКА для родителей
«Как уберечь ребенка от дурных поступков?»
(по профилактике преступлений и правонарушений)
1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.
2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.
3. Для родителей дети не должны быть на втором место после работы, карьеры, увлечений.
4. Родителям своим примером должны прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности, формировать чувство ответственности и долга – все это является первичной задачей семьи.
5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям, сестрам, а также к своим ровесникам.
6. Родителям следует интересоваться, с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками – одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.
_________________________________________________________
Несмотря ни на что, сохраняйте положительное отношение к своему ребенку.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.
Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
Помогите определить источник психического дискомфорта.
Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.
Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
План работы
родительского университета «Школа родительской любви»
Государственного учреждения образования «Гимназия г. Мяделя»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
· формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
· формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
· обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
· организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
1. Организационное:
· формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
· разработка вкладки «Родительский университет» на сайте школы;
· размещение на ней информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
1. Информационно-просветительское:
· презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
· организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания;
· консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
· научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
· расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
· традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
· дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
На 2023/2024 уч.год
ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»
для родителей учащихся 5 – 9 классов
Тема |
Сроки Проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Приглашенные |
Тема: «Профилактика правонарушений» |
Октябрь 2023 |
Семинар-практикум |
Педагог социальный Нагорнова О.И., классные руководители |
Начальник ИДН Войтюльян В.А. |
Тема: «Как уберечь подростка от насилия» |
Декабрь 2024 |
Круглый стол с элементами тренинга |
Педагог социальный, классные руководители |
Педагог-психолог Шушкевич Л.Е. |
Тема: «Жизненные цели подростков. Как повысить учебную мотивацию подростков» |
Февраль 2024 |
Диалоговая площадка |
Педагог социальный, классные руководители |
Заместитель директора по учебной работе Теляк Л.А., педагог-психолог Шушкевич Л.Е. |
Тема: «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи» |
Апрель 2024 |
Обмен опытом |
Педагог социальный, классные руководители |
Настоятель Свято-Троицкой церкви, протоиерей И.Шалухо, педагог-психолог Шушкевич Л.Е. |
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»
для родителей учащихся 10 - 11 класса
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Приглашенные |
Тема: «Осторожно: суицид» |
Октябрь 2023 |
Круглый стол |
Педагог социальный Нагорнова О.И., классные руководители |
Педагог-психолог Шушкевич Л.Е. |
Тема: «Как уберечь ребенка от зависимостей» |
Декабрь 2023 |
Семинар-практикум |
Педагог социальный Нагорнова О.И., классные руководители |
Медицинский работник УЗ «Мядельская ЦРБ» |
Тема: Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? |
Февраль 2024 |
Конференция |
Педагог социальный Нагорнова О.И., классные руководители |
Педагог-психолог Шушкевич Л.Е. |
Тема: «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни " |
Апрель 2024 |
Открытый диалог |
Педагог социальный Нагорнова О.И., классные руководители |
Настоятель Свято-Троицкой церкви, протоиерей И.Шалухо, педагог-психолог Шушкевич Л.Е. |
«Роль учёбы в выборе профессии и социализации личности»
16.05.2023 года в гимназии состоялась встреча в Родительском университете. Она прошла в формате диалоговой площадки на тему «Роль учёбы в выборе профессии и социализации личности».
« Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев». Одной из задач родителей является воспитание в ребёнке интереса к новым познаниям, стремления постоянно узнавать что-то новое, понимания того, что знания – основной способ добиться в жизни того, что хочешь.
Всегда ли получаем то, что ожидаем?
Может, мы делаем что-то не так, раз не получаем желаемого результата? Таким вопросом задаются если не все, то многие или немногие родители. А еще, кем он будет, каким он будет?
Чтобы ответить на эти вопросы, собрались родители, дети, педагоги и психолог в Родительском университете.
Все пришли к выводу, чтобы дети были успешны, счастливы, понимали, что знания делают человека сильнее, добавляют ему возможностей получать желаемое, в этом поможет грамотная позиция родителей.
Участники:
Родители: Маляревич Виктория Владимировна
Воробей Татьяна Юрьевна
Барковская Оксана Владимировна
Морозова Екатерина Сергеевна
Валюк Надежда Анатольевна
Гайкович Татьяна Чеславовна
Беляева Наталья Михайловна
Дети:
Лукашевич Полина
Чернявская Мария
Куцкевич Мария
Вопрючкова Анастасия
Петрукович Екатерина
Войцеховский Дмитрий
Пешкова Валерия
Педагоги: Рудак Ольга Константиновна
Секлюцкая Виктория Вячеславовна
Встреча в "Школе родительской любви"
23 марта 2023 года в государственном учреждении образования «Гимназия г.Мяделя» состоялся круглый стол для родителей в «Школе родительской любви» на тему «Проблемы подросткового возраста».
Чтобы еще лучше понять своих детей и найти путь к пониманию, этой возможностью воспользовались мамы учащихся 5-10 классов. Ведь подростковый возраст – период жизни человека от детства к юности, самый короткий по астрономическому времени, но подросток проходит великий путь в своем развитии.
Названы причины, которые делают возраст труднее, основные противоречия, проблемы подросткового возраста.
В форме диалога, интерактива, обмена опытом прозвучало много познавательного, интересного, теоретического и практического. Но главная роль в воспитании детей, формировании личности принадлежит семье. Об этом говорил с родителями Благочинный Церквей Мядельского округа протоиерей Игорь Шалухо. Он напомнил, что семья- это целый мир, в котором живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать подросток. Любой ответственный родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, личностью, чтобы они могли гордиться им и радоваться его победам. Какие же качества необходимо развивать в ребенке для того, чтобы воспитать достойную личность? Одним из главных компонентов развития успешной и гармоничной личности является духовность.
Встреча прошла тепло, душевно, креативно. С новыми знаниями, впечатлениями покидали аудиторию родители, прощаясь до новой встречи в «Школе родительской любви».
Половая неприкосновенность
Памятка для родителей
по половой неприкосновенности несовершеннолетних
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.
Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо:
объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.
Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
Нельзя садиться в чужую машину.
Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
Отсутствие целей и планов на будущее;
Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
Пессимистическая оценка своих достижений;
Неуверенность в себе, снижение самооценки.
Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез, беременность.
Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит, или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.
Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. - Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
Расскажите ребёнку, что если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. - Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Кодекс
взаимоотношений
педагогов, родителей и учащихся
1. Отношения между учителями, учащимися и родителями строятся на основе взаимного уважения, доверия и взаимопонимания.
2. Мы хорошо помним, что люди обладают разными возможностями, способностями и талантами, но все имеют одинаковое достоинство.
3. Мы знаем нравственные нормы человеческого общежития, соблюдаем правила внутреннего гимназического распорядка и правила этикета.
4. Мы работаем над собой, учимся соизмерять свои силы и возможности, помогаем друг другу.
5. Мы живем по принципу: не нравится – возражай, возражая – предлагай, предлагая – действуй!
6. Мы не накапливаем обиды и злобу, а при необходимости сразу спокойно и уважительно выясняем отношения.
7. Придерживаемся активной жизненной позиции: нам до всего есть дело!
8. Мы все бережно относимся к имуществу гимназии, поддерживаем порядок, создаем уют.
9. Мы – одна семья! Чтобы наши дети были счастливы, между нами должны царить мир, согласие и любовь.
Семья может дать ребенку только две вечных ценности, которые сохранятся независимо от условий жизни – это корни и крылья. В корнях – знания о своем роде, о вере, о культуре. В крыльях сама Вера, Надежда и Любовь, в том числе и любовь к Родине, начинающаяся из любви к близким.
Школа помогает ребенку укрепить корни и расправить крылья, выводя его на широкую дорогу жизни. И тут не так важно, кем станет воспитанный нами человек, а каким станет! Ведь счастье зависит не столько от внешних обстоятельств жизни, сколько от состояния души.
Пусть будут счастливы наши дети!
Культура семейного общения
(по материалам работы факультета педагогических знаний для родителей )
Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашего общества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современной семьи очень актуальна проблема культуры общения в семье.
Существует два противоположных стиля семейного воспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей, чаще отца. Родители требуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в таких семьях часто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в таких семьях часто вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. У детей в таких семьях очень слабо развита самостоятельность, инициатива, творческое начало.
При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членами семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В таких семьях уже с раннего возраста дети приобщаются к жизни семьи, ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «надо», «можно», «нельзя». При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.
Следует заметить, однако, что демократических стиль общения в семье не дает нужного эффекта, если будут нарушаться важные педагогические принципы, если родители не последовательны в требованиях, их подходы не едины.
Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторые родители жалуются на занятость и нехватку времени для общения с детьми. Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» - говорил А.С. Макаренко. Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.
Конечно же, очень не просто выработать правильный стиль внутрисемейных отношений. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом, семья фактически создает свою культуру общения.
К сожалению, владеть культурой общения и отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередко родители критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. При этом они уверены, что ведут себя правильно. Но в действительности такое поведение приводит к противоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства к друг другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт. Вот почему так важно помнить о том, что А.С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Такой «тон семьи» действует на ребенка независимо от родителей, а подчас даже вопреки им. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь» - говорил А.С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь родителей от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях:
- «Авторитет любви» - родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.
- «Авторитет доброты» - родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя недозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.
- «Авторитет подавления» - при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.
- «Авторитет педантизма» - в таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.
- «Авторитет подкупа» - послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …» - часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.
Как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогут консультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.
Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви
(материалы занятия факультета педагогических знаний для родителей .)
Семья — ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимании, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский по этому поводу говорил: «Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя». Прежде всего- это: 1. Сама семейная атмосфера. Воспитывает ребенка весь повседневный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношение к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребенка. Не возможно научить ребенка тому, чем вы сами не обладаете! Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями. 2. Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме дня школьника занимает организация его самостоятельного труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию. 3. Любовь родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, остро переживают их дефицит. Именно родительская любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Любовь родителей не должна быть «слепой», она предполагает участие ребенка в жизни семьи 4. Авторитет родителей. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Очень значимым в становлении авторитета является то, как относятся к родителям окружающие люди – уважают, или осуждают их поведение. Итак, если вы хотите стать современными родителями, то должны в своем воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении. Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная обстановка. Воспитание детей одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь.
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети — тоже. Однако дети — люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых.
ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели. При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка.
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ Не пропустите момент, когда достигнут первый успех. Никогда не ждите особого случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его.
ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу - дать осознать услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки.
ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ Главное — оценить поступок, а не личность. Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться.
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность. Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка — не одно и то же.
ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ Воспитание должно быть поэтапным. Задача родителей — своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ Воспитатель должен быть строгим, но добрым. И в этом суть современности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жестокость и бескомпромиссность — как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, — это дает результаты в воспитании.
И в заключении хочется сказать: Уважаемые родители! Любите своего ребенка красивого и не очень, здорового и болезненного, послушного и озорного — любите не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Замечайте каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, от души радуйтесь этому успеху, и у ребенка возникнет желание чаще доставлять родителям или близким эту радость, и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия. И каждый раз, когда вам захочется его отругать, посмотритесь в зеркало и задумайтесь: а нет ли в этом вашей вины.