Главная

Советы психолога

Десять правил успеха

  • Первое. Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.
  • Второе. Помни: нет безвыходных положений, кроме смерти. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.
  • Третье. Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему — тебе станет значительно лучше.
  • Четвертое. Относись к другим людям так, как хотелось бы чтобы другие люди относились к тебе. 
  • Пятое. Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами.
  • Шестое. Верь в Его Величество Случай и знай: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришел. Знай: если, прожив день, ты не сделал ни одного доброго дела или за день не узнал ничего нового — день прожит напрасно.
  • Седьмое. Самое ценное в нашей жизни — здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.
  • Восьмое. Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.
  • Девятое. Анализируйте каждый прожитый день — учиться лучше всего на собственных ошибках.
  • Десятое. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач — оптимизм.

Самооценка

Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой

  • Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон.
  • Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
  • Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог (ла) их добиться.
  • Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
  • Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
  • Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
  • Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
  • Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
  • Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
  • Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей. 
  • Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.
  • Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.
  • Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая. 

Упражнения по коррекции заниженной самооценки:

  • Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
  • Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
  • Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
  • Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать. 

Рекомендации учащимся при завышенной самооценке

  • Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
    Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
  • Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».
  • Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
  • Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
  • При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
  • Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
  • Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
  • Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
  • Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то что помешало этому.
  • Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
  • Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.  

Упражнения по коррекции завышенной самооценки:

  • Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
  • Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
  • Попробуй назвать дело, с которым ты спрвишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
  • Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

Помогаем подросткам справиться со стрессом

 

У подростков много поводов для беспокойства и переживаний: подготовка к экзаменам, поступление в вуз, отношения со сверстниками, социальный имидж, первая любовь. Происходящие с подростком бурные физические и эмоциональные изменения вызывают у ребенка неуверенность и сомнения в себе. Отношения и ситуация в семье также оказывает большое влияние на подростка - разногласия между родителями, ссоры с братьями или сестрами, финансовые трудности, смена места жительства – все это увеличивает эмоциональное напряжение. Если при этом нет понимания, как справиться с изменениями или как оправдать ожидания родителей или учителей, жизнь становится сплошным стрессом.

Очень близко воспринимают подростки и события, происходящие в обществе. Серьезные последствия для психики могут иметь несчастные случаи, болезни, смерть близкого человека, физическое или эмоциональное насилие по отношению к самому подростку или другим людям. Если в жизни подростка произошли подобные события, нужно проявить внимание к его эмоциональному состоянию и поведению.

Что поможет подростку лучше справиться со стрессом?

  • Забота о здоровье. Подростки часто поздно ложатся спать, а просыпаться им приходится очень рано. Полноценный ночной сон (не менее 8 часов) помогает расслабиться, восстановить тело и психику. Один из лучших способов снять стресс – физическая активность: пробежка, прогулка, активные игры или тренажерный зал. Здоровое сбалансированное питание, включающее большое количество овощей, фруктов, белков восполнит дефицит питательных веществ и сохранит здоровье ребенка во время стресса.
  • Акцент на сильных сторонах и позитивных моментах. Если подросток считает, что все идет не так, беспокоится о том, чего у него нет, думает только о том, что у него не получается - стресс усиливается. Напоминайте подростку о его сильных сторонах и качествах, которые можно использовать для решения проблем, напоминайте о его успехах и достижениях, обращайте и акцентируйте внимание на том, что у него хорошо получается, помогите увидеть в жизни позитивные моменты, найти применение его умениям и навыкам, вселяйте уверенность в его силах. Старайтесь как можно чаще хвалить подростка, выражать свое одобрение. Сознание того, что вы им довольны и гордитесь, очень важно для повышения его самооценки.
  • Занятия тем, что приносит радость и делает счастливым. Позвольте подростку делать не только то, что нужно, но и то, что ему нравится. Например, слушать музыку, смотреть фильмы или играть в компьютерные игры, проводить вечера с друзьями. Поддерживайте его увлечения, касающиеся попыток искать себя в будущей профессии, даже если они кажутся вам бесперспективными. Не обесценивайте его мечты и старания. Порой самые неожиданные варианты приводили людей к настоящему успеху и становились делом всей жизни.
  • Навыки саморегуляции - управление своим психоэмоциональным состоянием через воздействия на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием. Помогите подростку познакомиться с ними и освоить техники дыхания, медитации, визуализации, нервно-мышечной релаксации и др. Эти упражнения могут помочь подростку устранить эмоциональную напряженность, вернуть душевное равновесие и расслабиться, отпустить беспокоящие мысли, избавиться от негативного мышления, по-новому взглянуть на ситуацию.
  • Игры. Это естественный, привычный и эффективный способ снятия эмоционального напряжения и профилактики стресса.

- В игре «Молчание», перебрасываясь легким мячом или воздушным шариком, как следует из названия, вы должны молчать. Участник, который произносит звук, проигрывает. Это заставляет сосредотачиваться на мяче, а не на негативных мыслях.

- В игре «Замри» участники должны танцевать под музыку, а когда она останавливается, замереть. Можно повторять сколько угодно раз.

- Для повышения доверия и улучшения отношений в семье можно использовать игру «Верите ли вы, что я…». Родители и дети, по очереди произнося эту фразу, дальше рассказывают о каком-то своем поступке или любом событии. Задача угадать, говорят правду или нет. Угадавшему присуждается балл, в противном случае балл забирает рассказчик.

- Похожая на предыдущую игра «Я никогда не…». Задача вспомнить, чего никогда в жизни не делал, например, не летал на самолете. Кто летал, загибают палец, кто не летал – нет. Если никто не летал, то палец загибает рассказчик. Проигрывают те, кто загнет все 10 пальцев. Кто останется – побеждает.

- Популярная игра на доверие – выбирать «Правду или действие». Ведущий загадывает вопрос и задание. Игрок, выбрав «правду», должен честно ответить на вопрос, а выбрав действие, должен выполнить задание. Главное для родителей – быть честными самим, однако не злоупотреблять возможностью и не задавать вопросов, на которые подростку будет очень сложно честно ответить.

- «Квест с подарком». Какими бы взрослыми подростки себя не считали, они с удовольствием вовлекаются в эту игру. Родители прячут какой-то подарок для подростка и рисуют подсказки, по которым можно его найти. В первой подсказке обычно нарисовано, где найти вторую подсказку и т.д., насколько у родителей хватит фантазии,  – пока не найдут свой подарок. Это может быть не очень ценная, но приносящая подростку радость вещь.

- В семейном кругу или пригласив друзей, можно предложить подросткам разыграть миниатюры или прочитать стендап собственного сочинения. Можно написать на бумажках разные жанры – комедия, трагедия, детектив, триллер, мелодрама и т.д. Участнику загадывают тему, которую он должен показать в жанре, написанном на вытащенной бумажке.

- Хороший повод поднять настроение – поиграть в «Твистер», который можно сделать самостоятельно. Куски цветной (красной, синей, желтой и т.д.) бумаги приклейте скотчем на полу. В одной стопке бумажек напишите названия «конечностей» (правая нога, левая нога, левая рука, правая рука), а в другой – на какой цвет надо наступить.

- Предложите подросткам снять собственный короткометражный фильм. Напишите совместно простой сценарий, сделайте грим, придумайте костюмы из подручных материалов, распределите роли. Можно даже создать семейный Youtube канал.

Общение с подростком в состоянии стресса непростое дело, но единственный выход – быть рядом и поддерживать, обсуждать, что его беспокоит и стараться помочь, а не усугублять ситуацию. Если подросток не может быть с вами до конца открытым, предложите ему вести дневник своих переживаний.

Помните, что ожидания родителей в этот непростой период во многом формируют его самооценку на всю жизнь, поэтому так важно понимать состояние подростка и поддерживать его.

 

10 советов родителям подростков

 

1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.

Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.

7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

 

 

 

 

Робототехника в гимназии

 

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Контакты

222397, Минская обл.
г. Мядель, ул. 17 Сентября, 6
Тел. (017-97) 40-3-38

гимназия

 

Akavita CY-PR.com

Туристический портал Нарочанского края: туризм, отдых, услуги, здравницы, новости, информация  Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь