Недавно я познакомилась с замечательным лирическим произведением Александра Кушнера «То, что мы зовем душой…». Мои чувства и мысли созвучны теме этого стихотворения. Душа… Неуловимая, незаметная, постоянно присутствующая в нашей жизни, судьбе, в нас самих. На мой взгляд, рассуждения лирического героя, его размышления дают нам основания отнести стихотворение к лучшим образцам философской лирики.
Я думаю, что основная мысль произведения в том, что душа – важная составляющая личности человека, она великая ценность, но, в то же время, душа свободна, как птица, существует некий полет души, неподвластный рассудку.
При прочтении сразу же обращаешь внимание на композицию произведения. Стихотворение можно разделить на две части. Первая – описание души (начальные две строфы); вторая – подведение итога размышлениям (последняя строфа). В первой части постоянно присутствуют образы, создающие ощущение легкости и воздушности (облако, самолет, птица). А. Кушнер нечасто употребляет слово «душа», а заменяет его описанием. Этим самым он дает и нам возможность поразмышлять об этой вечной загадке человеческого бытия.
То, что с птицей наравне
В синем воздухе мелькает.
Текст произведения многообразный и многоплановый с точки зрения изобразительно-выразительных средств лексики. Стихотворение становится ярким благодаря использованию метафор «душа блестит
во тьме ночной своенравно, непослушно», «не сгорает на огне», «под дождем не размокает», «корректирует с высот нашу жизнь, внося поправки», образных сравнений (душа, «как облако, воздушна», душа «как самолет», «с птицей наравне»).
С точки зрения морфологии стихотворение также разнообразно:
в нем присутствуют все наиболее употребительные части речи. Почти все глаголы использованы в настоящем времени, что имеет прямую связь с темой произведения: душа вечна и свободна в любое мгновение.
Синтаксическая сторона этого текста, на мой взгляд, очень интересна: произведение состоит всего из трех предложений, неодинаковых по цели высказывания: повествовательных и побудительного. А использование восклицательного предложения «Тучка, ласточка, душа!» передает восхищение лирического героя тем, насколько разной может быть душа. И хмурой, как тучка, и доброй, красивой, приносящей радость
и тепло, как ласточка. В тексте стихотворения мы можем наблюдать инверсию:
И блестит во тьме ночной
Своенравно, непослушно…
Она использована для того, чтобы акцентировать внимание на сло-вах «своенравно, непослушно» и передать такую особенность человеческой души, как неподвластность рассудку, загадочность, непредсказуемость. Еще одна синтаксическая особенность стихотворения заключается в том, что в нем есть анафора: первая и вторая строфа, а также предпоследняя строка второй строфы начинаются со слов «то, что …», в которых говорится о душе. Это акцентирует наше внимание на том, что поэт, как и любой мыслящий и чувствующий человек, мучительно
и пытливо стремится разгадать сущность природы того, что отличает нас от животных.
Рассмотрим фонетические особенности стихотворения. В первой строфе четко обозначена аллитерация на [ш], передающая спокойствие, тишину, умиротворение и на [н], позволяющая почувствовать эмоциональный подъем. А сочетание этих звуков придает речи особую мелодичность, возвышенность. Во второй и третьей строфе прослеживается аллитерация глухих [т’], [т], передающая спокойствие, некое затишье перед бурей «страстей человеческих». Противоположный ему по звучанию звонкий [д] придает стихотворению динамику, даже резкость.
Сочетание этих звуков помогает сбалансировать эмоции. По всему тексту ярко прослеживается ассонанс [а] и [о], от которых веет свободой, легкостью, широтой, что передает чувство открытости, свободы. Этот эффект усиливается благодаря звуку [э] во второй и третьей строфе.
Особенностью рифмовки является использование точных перекрестных рифм. Это облегчает восприятие поэтического произведения. В стихотворении наблюдается равномерное чередование женских
и мужских рифм, что позволяет думать о душе неоднобоко, свидетельствует о мужском и женском началах, придает стихотворению одновременно четкость и плавность, уверенность и гармоничность.
Проследим развитие поэтической мысли. Начальные строчки первой строфы обозначают тему и идею стихотворения:
То, что мы зовем душой
Что, как облако, воздушно
И блестит во тьме ночной
Своенравно, непослушно.
Лирический герой пытается объяснить то, чего никто конкретно
не знает. Что представляет собой душа? Но уже во второй строчке
он сравнивает ее с облаком, потому что оно легкое, воздушное, послушное дуновению ветра. Выражение «блестит во тьме ночной» нельзя понимать прямо. Я считаю, что под тьмой подразумевается несовершенный мир с его пороками и слабостями; «блестит» – привлекает к себе внимание, не остается незамеченной. Душа чиста, она неподвластна повседневной суете, в отличие от нашего разума, она свободна и не подчиняется общим правилам, что делает ее своенравной, непослушной, о чем и говорится в четвертой строке.
Или друг, как самолет,
Тоньше колющей булавки,
Корректирует с высот
Нашу жизнь, внося поправки.
Поражают, удивляют эти строчки! Лишних слов здесь нет. Каждая наполнена глубоким смыслом. Очень яркими являются образы-символы: «самолет», «колющая булавка». Часто случается, что человек благополучен, доволен собой и своей жизнью, рад избранному пути, порой
не замечая чужих бед и страданий, своих ошибок, которые ранят окружающих. Вот тогда-то судьба, как «колющая булавка», как стремительный самолет, резко напоминает о вечных ценностях, ради которых должен жить человек, ради которых должен изменить жизнь, внося поправки.
В последующих строках присутствует образ птицы, символизирующий свободу и гармонию. Далее наблюдаются две противоположности, два вектора: огонь и вода. Когда говорится, что душа не сгорит, не размокнет, мы понимаем, что душа неуязвима и с ней ничего не случится, если мы ее бережем. «Без чего нельзя вздохнуть». На мой взгляд, слово «вздохнуть» здесь употреблено не только в прямом значении.
По-другому говоря, дышать – значит жить. С каждым вздохом, каждой клеточкой своего естества ощущать прозрачный воздух, бирюзу небес, запах трав, трели птиц, шепот листвы, смех ребенка.
Есть еще одно условие, о котором должны помнить все люди: душа – дар, который мы обязаны вернуть, когда закончится земная жизнь. Но не надо обижаться. Ведь это закон Вселенной, закон христианской морали. И мы не должны забывать о том, что ни в коем случае нельзя портить то, что не всегда принадлежит нам:
То, что мы должны вернуть,
Умирая, в лучшем виде…
А наоборот, делать все, чтобы стать совершеннее, стремиться понимать и сочувствовать другим людям, оставить после себя что-то важное на земле. И вот последние строчки стихотворения:
В самом деле хороша,
Бесконечно старомодна,
Туча, ласточка, душа!
В восклицании чувствуется восхищение, восторг, преклонение лирического героя перед человеческой душой. Она «старомодна», потому что вечна, мудра. Снова обратимся к метафоричным символам. Тучка символизирует грусть, задумчивость, ласточка – радость, тепло, полет. Удивительно, насколько многогранной, многоликой может быть душа!
Последняя строчка стихотворения имеет очень глубокий смысл. Все благое, что несет душа, то, как преображается жизнь, просто не дает нам возможности сомневаться в существовании ее. Мы привязаны к ней, но в то же время ничто не обязывает душу оставаться с нами, она свободна, она прекрасна!
…Когда-нибудь вы думали о том, что люди часто ничего не отдают взамен того, что получают от жизни? Пришло время задуматься… Журчащий ручей, удивительно бездомное небо над головой, свежесть весеннего утра, спокойствие вечернего заката, благоухание полевых цветов… Близкие наши люди, родные, любимые… Все это воспринимается нами как данность. Но умирает человек… Вечной остается лишь душа. И она становится платой за наши добрые и злые, благородные
и подлые, чистые и корыстные поступки, слова и мысли...
Пройдет время. Очистится душа. И снова начнется ее загадочный полет…
Жизнь… Дается она каждому только раз. Проходит стремительно, но оставляет в нашей памяти картинки с лучшими моментами, как яркие пейзажи в окне несущегося вдаль автобуса. Жизнь не остановить, а ведь так не хочется отдавать сотням ветров золото наших минут. Приятно ведь потом, на склоне лет, полистать альбом памяти и просто улыбнуться… Порой, когда время особенно быстро уносится от нас, его хочется приостановить. Такое ощущение возникает, когда ты находишься в дороге немалое время. Все вокруг словно замирает. Ты несешься по дороге, дороге жизни, и думаешь, многое ли ты успел. И невольно засматриваешься на дорогу, на эту свидетельницу многих событий… Дорога, дорога, как много ты знаешь, как много ты видела… Открой тайну жизни, дай совет. В твоих поворотах скрыта целая история, в твоих изгибах разгадка множества вопросов. Ты открываешь перед человеком новые горизонты, даешь силы, поддержку, успокоение…
Образ дороги уже долгое время привлекает внимание русских писателей и поэтов. Вспомним хотя бы всем известные «Повести Белкина» А. С. Пушкина или удивительную поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». И каждый раз этот образ соотносится в нашем представлении с интонацией философского размышления, ведь образ дороги для нас уже давно стал символом жизни.
Вместе с лирическим героем стихотворения А. Парпары «Родной язык» мы оказываемся в автобусе:
От Орска до Домбровки сто верст…
В московском понимании – немного,
Но пятый час сентябрьская дорога
Ведет со степью скучный хоровод.
Пожалуй, столичному жителю, оказавшемуся по какой-то причине в провинции, все будет казаться непривычным и, видимо, скучным. Время течет медленнее, нежели в большом оживленном городе, темп жизни совсем иной. И ассонанс на о (в первых двух строчках шесть ударных [о]!) стягивает слова в единый смысловой и эмоциональный узел, передавая монотонность и утомительность пути. Да и многоточие в конце первой строки передает расслабленное состояние лирического героя. И даже используемое далее олицетворение не свидетельствует
об эмоциональности, ведь «дорога ведет со степью скучный хоровод».
Взор лирического героя переносится внутрь автобуса. А тут
«и толкотня и шум». Бытовая картинка – мать, меняющая ребенку
рубашку. И опять то же ощущение непривычности лирического героя ко всему происходящему: контекстуальными антонимами выглядят, по-моему, в данном случае слова «странно» и «буднично»:
И странно мне,
Как буднично казашка
Развязывает узел и рубашку
Меняет озорному малышу.
Интонация философского раздумья в стихотворении удачно передается с помощью разностопного ямба – традиционного для философской лирики стихотворного размера. Однако именно в начале произведения, видимо, в связи с отсутствием гармонии в душе лирического героя, можно отметить нарушение ритма. Особая размеренность, передающая состояние человека в дороге, возникает с использованием чередования мужской и женской рифмы. Рифмовка охватная.
Бежит дорога вдаль, дает силы и успокоение… И в лирическом
герое «просыпается» поэт. И многое кажется уже иным, не таким, как ранее. Особое удивление вызывает способность лирического героя увидеть в случайных спутниках вечные символы любви – возвышенные образы Ромео и Джульетты. Стоящие рядом с героем влюбленные не обращают ни на кого внимания. Может, именно потому, что они, нисколько не смущаясь, обнимают друг друга, поэт способен увидеть в них
великие образы Шекспира, хотя, по определению самого автора,
Джульетта все-таки «местная»:
И тут же, не смущаясь толкотни,
Обнял Ромео местную Джульетту,
И неоткуда красок взять поэту,
Чтоб описать, как счастливы они!
Ироническая интонация определения «местная» переходит в восторженно-эмоциональное очарование безличной конструкции «И неоткуда красок взять поэту…». Бессознательное, стихийное начало, свойственное этим синтаксическим единицам, как нельзя лучше передает желание автора преклонить голову перед проявлением вечного чувства, показывает невозможность передать словами то, что чувствуют местные Ромео и Джульетта. Но как они счастливы! И как уместна здесь восклицательная интонация!
Как много способен заметить поэт в обычном автобусе. Это уже поэт-философ. Пожалуй, только философ может обозначить метафорой «смесь племен» тех, кто едет рядом с ним:
В одном автобусе такая смесь племен:
Потомок Фридриха с потомком Темучина (Тэмуджина),
Дочь тюрка с дочкой армянина,
Чей род в преданьях помнит Вавилон.
Здесь на двухместном – трое – по душе
Приятелей. И кажется, по росту.
Один – потомок ссыльных малороссов,
А двое – внуки красных латышей.
В качестве яркого средства поэтического синтаксиса автором использован анжабеман. Особый потенциал выразительности заложен
в морфологическом составе предложенного отрывка: подавляющее преобладание имен существительных и всего один глагол в восьми строках. Перед нами полотно, нарисованное щедрой рукой поэта, человека, который гордится тем, что в его стране мирно уживаются представители разных народов. Стихотворение, написанное в уже далеком 1972 году, напоминает нам о той гордости за родную страну, которую испытывали тогда советские люди. И мне кажется, что за образом автобуса, направляющегося из Орска до Домбровки, стоит образ огромной страны, сила которой была в единстве народов, ее населяющих.
Окидывая все чутким взором, лирический герой начинает задумываться о том, кто он такой:
И если так уж бдительно считать,
Во мне самом, коль честно разобраться,
Часть крови греческой и часть казацкой,
Две части – русской – подарила мать.
Наследие русской крови воспринимается как подарок матери, как дар, как высшая ценность. Благодаря используемой метафоре, возникает мотив любви к матери, любви к Родине. Как близки эти концепты!
Самое родное, самое интимное у человека связано всегда с этим.
Союзом «но» автор начинает 2 часть стихотворения, которая будет являться своеобразным итогом рассуждения лирического героя и представит нам содержательный план произведения:
Но все мы изъясняемся легко
На языке одном, собравшись вместе,
И стал нам русский кровным языком,
Стал языком доверия и чести.
Таким образом, тема стихотворения, заявленная в его заглавии «Родной язык», получает развитие во второй части произведения. Нельзя не отметить большую роль эпитета «кровный» в отношении слова «язык». Концепты «Родина», «мать» и «язык» сближаются все теснее. Концовка стихотворения, наполненная патриотическим пафосом, является кульминационной частью произведения, звучит как гимн родному языку:
Я понял роль твою, родной язык.
Твое великое предназначенье!
Язык наук и вольного труда,
Язык страны, достойной уваженья,
Других не унижавшей никогда,
Язык сближенья!
И язык общенья!
Итак, по мнению автора, основная функция языка в сближении людей, которые на нем говорят. С этим нельзя не согласиться. Эмоциональность в данном отрывке достигается благодаря использованию целого комплекса изобразительно-выразительных средств. Большое значение имеет группа слов высокого стиля (вольного труда, достойной уваженья, предназначенье). Также необходимо отметить такие средства поэтического синтаксиса, как анафора, риторические восклицания, обращение (родной язык). Последние три предложения восклицательные. Это говорит о том большом значении, которое придавал А. Парпара родному языку.
Бежит дорога вдаль… Не стоит на месте время… В прошлом осталась страна, о которой с такой любовью писал поэт. Беларусь и Россия теперь самостоятельные государства. Но люди прежние. Одна у нас история, одна культура. И русский язык делает нас еще ближе друг к другу. Соединяют нас те же дороги, что и раньше. Бежит дорога вдаль…
Известному советскому поэту Я. Смелякову довелось пережить
и Великую Отечественную войну, и репрессии. Подобные испытания
не могли не стать причиной перемен в тематике его произведений.
Автор сосредоточился не на своих личных переживаниях, а на глобальных проблемах, обратился к философской лирике. И стихотворение «История», написанное в 1966 году и относящееся к позднему периоду его творчества, без сомнения, было одной из его попыток приблизиться к пониманию непростой жизни человечества, его исторического пути. Я. Смеляков стремился постичь тайны прошлого, оценить настоящее, чтобы распахнуть двери в будущее.
Стихотворение «История» создано в соответствии с традициями русской поэзии. Оно состоит из четырех четверостиший (катренов)
с перекрестной рифмой, что обеспечивает ему простоту формы и единство содержания. Четырехстопный ямб с пиррихиями придает легкость, непосредственность и живость разговорной речи произведению Я. Смелякова, и мы чувствуем, что история – это не просто абстрактное понятие или название науки. Она напрямую затрагивает жизнь каждого
из нас. В стихотворении соблюдено правило альтернанса (чередуются женские и мужские рифмы), которое подчеркивает актуальность темы во все времена.
Между первыми тремя строфами существует тесная смысловая связь. Они овеяны дыханием истории, которую автор, находясь в поиске законов жизни, пытался по-своему переосмыслить. Зная немало о событиях и людях того времени, прочувствовав его атмосферу, мы можем
о нем судить, понимать его и оценивать. Но для целостного восприятия истории во всей ее сложности и всем разнообразии необходимо «беседовать с тенями», стараться узнать тайны прошлого по едва уловимым признакам и немногим сохранившимся источникам. Когда проникнешь в ее безграничный простор, она кажется необыкновенно близкой и одновременно загадочной. Ее силуэт как будто различим, а лица не видно. Погружаясь в историю, любой человек неизбежно сталкивается как
с прекрасными чувствами и поступками людей прошлого, так и с кровавыми войнами, раздорами, подлостью и жестокостью.
Не случайно поэт пишет:
Она своею тьмой и светом
меня омыла и ожгла.
Но все же он испытывает чувство радости, созерцая грандиозные картины истории, остро ощущает «преемственную связь» – связь прошлого с настоящим и будущим, благодаря которой одно событие вытекает из другого, потомки разделяют переживания, повторяют благородные поступки и ошибки предков. Я. Смеляков открыл для себя эту жизненную закономерность и ее неизменность считает благом для людей. Не зря английский писатель Джордж Галифакс утверждал: «Наилучший способ предсказать будущее – вспомнить прошлое». Но, к сожалению, иногда опыт предыдущих поколений ничему не учит, и этот исторический закон напоминает о себе в самых неприглядных формах. Однако
в человеческой власти предотвратить подобные пагубные последствия.
Поэт применяет архаизмы с целью придать своему произведению особую торжественность, создать величественный образ Истории, немыслимый без памяти о прошлом: «ожгла», «доныне». Ассонанс на [э]
в первой строфе усиливает возникший оттенок легендарности и таинственности. А инверсия («в тиши беседуют», «стало ощущенье», «Истории самой» и т. д.), наоборот, выделяет в стихотворении мысли и чувства автора, вызванные прикосновением к загадкам минувшего.
Аллитерация на [д] в третьем четверостишии позволяет ему прозвучать бодро, энергично, весело, в соответствии с описанными переживаниями.
Метафора («радости ... не выпадало») и анжамбеман («И современники, и тени / в тиши беседуют со мной…» и т. д.) подчеркивают два основных момента в произведении: проникновение поэта в необыкновенную и загадочную стихию истории и возникшее из-за этого ощущение радости, понимания жизни и ее законов.
Последняя строфа среди остальных занимает особое место. В ней говорится уже не об истории, а о Руси. Она даже выглядит лишней,
но именно эти строки приоткрывают перед читателем замысел Я. Смелякова, вывод, к которому он пришел после долгих раздумий. Величие истории человечества не имеет себе равных, но наиболее прочные узы связывают нас с прошлым своей страны. Оно определяет условия нашей жизни, наше настоящее. История нашей Родины – это история каждого из нас, наша судьба. Она особенно близка нам. Для передачи своих мыслей поэт в четвертой строфе использует сравнения:
Как словно я мальчонка в шубке
и за тебя, родная Русь,
как бы за бабушкину юбку,
спеша и падая, держусь.
Я. Смеляков, глубоко проникая в загадки истории, а значит, и в высшие тайны жизни, сопоставляет это ощущение с испытанным им в далеком детстве чувством любви к родному краю и пониманием, что Родина – такая же опора для человека, как близкие люди. Так же как прошлое – основа настоящего и будущего, так и родная страна – неотъемлемая часть нашего личного мира.
В стихотворении слово «История», как и «Русь», написано с боль-шой буквы. Это центральные, наиболее значимые образы. Автор подчеркивает их важность с помощью использования слова «История» в заглавии и олицетворений, позволяющих увидеть ее живой и реальной («тени … беседуют», «шагов Истории», «она … меня омыла и ожгла», «все ... понятней мысли и дела»), а также обращения («родная Русь»), возвышающего образ Родины. Явный интерес Я. Смелякова к прошлому, патриотические чувства, характерные для этого произведения, пронизывают и всю его поэзию 1940–1960-х годов. Потому по содержанию стихотворения «История» можно судить о мировоззрении его автора.
В последней строфе поэт с нежностью и любовью вносит в свое произведение воспоминания о детстве. Теплоту его чувств выражают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «мальчонка», «шубке». В его строках, помимо любви к Родине, слышится пронзительная тоска по былым счастливым временам, когда для радости было нужно так мало и жизнь не ставила перед ним непосильных задач.
Теперь для покоя и душевного равновесия ему, как поэту, необходимы постоянные поиски правды и красоты.
Художественное пространство первых трех строф – это иллюзорный мир, где слышится поступь Истории и даже тени могут заговорить. А в конце стихотворения перед нами оживает простая и волшебная
атмосфера детства с его любовью ко всему родному и близкому.
Художественное время – это сочетание текущего момента с обшир-ностью Истории, соединяющей в себе прошлое, настоящее и будущее.
В этом произведении мало конкретных образов, больше невещественного, символичного, ведь автор описывает не скупую реальность, а особый мир вечных тайн и ценностей.
Наличие одних лишь повествовательных предложений не делает стихотворение менее эмоциональным, а призывает и нас к глубоким раздумьям. По интонации оно спокойное, неторопливое, но при внимательном прочтении оказывается очень глубоким и насыщенным.
Я. Смеляков создавал его не для того, чтобы доставить читателю сиюминутное удовольствие красотой слога и занимательностью содержания. Над каждой строкой этого произведения надо помедлить, подумать. Только тогда можно наполниться до краев его идеями и понять их. В стихотворении преобладают существительные, воссоздающие тот мир образов, в который погрузился поэт в процессе размышлений, поэтому
в нем мало динамики.
История... Зачем она нужна в нашей размеренной жизни с ее мелкими заботами и проблемами, в которой недостаточно места для прекрасного и вечного? Такой вопрос может возникнуть у каждого из нас. Мы просто не осознаем, что наша повседневная жизнь тоже является частью Истории, что именно в настоящем на основе прошлого мы создаем будущее. Это трудно понять, потому что в книгах мы читали исключительно о великих людях и привыкли думать, что только они
влияют на ход событий, а те, чьи имена забыты, лишь песчинки на на-шей огромной планете. Но это неправда. Любой поступок может изменить целый мир. Если бы мы все помнили об этом и чувствовали свою ответственность, жизнь была бы совсем другой.
Нужно бережно хранить исторические факты, не искажая их каким бы то ни было образом. Правда о прошлом человечества бесценна, она может помочь нам избежать повторения ошибок и заблуждений.
История – лучший учитель. Она очень строга, но ее суровые уроки всегда возвращали людей к старым и проверенным ценностям: добру, правде, дружбе, любви, надежде, вере, свободе, чести, счастью. Она также говорит, что человек способен совершить невозможное, выдержать самые трудные испытания. И в неспокойные времена мы обязаны помнить этот неизменный ее закон и не терять мужества и силы духа.