Главная

Инновационная деятельность

Инновационный проект

«Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления»

Сроки реализации: 2015-2018 годы

Консультант:

Пашкевич Юлия Ульяновна,

заведующий аспирантурой

УО ФПБ Международный университет «МИТСО», секретарь специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов

Руководитель проекта:

Азарко Ирина Иосифовна,

директор государственного учреждения

 образования «Гимназия-интернат г.Мяделя»

Координатор инновационного проекта:

Теляк Людмила Альфредовна, заместитель директора по учебной работе

Участники инновационного проекта:

Анишкевич Л.М., учитель английского языка;

Балюк Р.И., учитель физики;

Климович Н.А., учитель химии;

Козельская Т.В., учитель математики;

Маркевич Т.Н., педагог социальный;

Нагорнова О.И., учитель белорусского языка и литературы;

Савчик В.С., учитель информатики;

Щелкунова Л.К., учитель биологии.

Основная идея инновационного проекта и способ её реализации:

Основная идея проекта базируется на представлении о том, что реализация компетентностного подхода к интеллектуально одарённым и высокомотивированным учащимся, предоставление им возможности для движения по собственной траектории профессионального становления при осуществлении педагогической и тьюторской поддержки, самоопределения и самореализации будет способствовать разностороннему развитию личности учащегося и его успешной социализации и профессиональному становлению в обществе.

Критерии и показатели оценки эффективности выполнения проекта

 

Критерии

Показатели

Ценностно-смысловые компетенции

 - сформированность  у учащихся представления о мировоззрении, выработка способности  видеть и понимать окружающий мир;

-  развитие умения ориентироваться в окружающем мире, осознавать свою роль в нём и предназначение;

- умение  выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков,

принимать самостоятельные решения;

-  обеспечение необходимого механизма для  самоопределения учащегося  в ситуациях учебной и иной деятельности;

- умение выстраивать  индивидуальную траекторию развития  учащегося.

Учебно-познавательные компетенции:

 

 

академическая компетенция

 

 

 

исследовательская компетенция

 

 

 

 

- комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося.

- умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности.

- готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности

 

Коммуникативные компетенции

 

 

- сформированность у учащихся  навыков работы в группе;

- способность учащихся к коммуникации  (умение  устанавливать контакты с другими людьми);

- способности входить в разные роли;

- способность приходить к взаимопониманию в разных условиях и на разных уровнях обмена информации;

- умение представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовые компетенции

 

- владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения; в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права.

Компетенции личностного самосовершенствования

- владение   способами  деятельности  в  собственных  интересах  и  возможностях;

- освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;

- сформированность  психологической  грамотности,  культуры  мышления  и  поведения.

 

Ожидаемые результаты:

1. Создание  банка данных интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся по направлениям их профессиональных задатков и склонностей.

2. Разработка инвариантной модели построения образовательной траектории развития интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления.

3. Разработка  индивидуальных  образовательных программ развития интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся.

4. Создание модели   тьюторского  сопровождения интеллектуально одарённых учащихся.

5. Подготовка методических рекомендаций по сопровождению интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления для распространения в массовую образовательную практику.

 

Презентация проекта

 

Образовательное пространство современного школьника представлено в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства в современной школе акцент делается на обучении и воспитании , а процессу  социальной практики и образовательной рефлексии времени уделяется значительно меньше.  Школа  выдвигает  новые требования к образованию,  предоставляет новые возможности для образовательной деятельности учителя и учащихся. Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности  учащегося  основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества. Поэтому наряду с традиционными формами работы с одаренными учащимися появляются новые формы работы, одна из них – участие в реализации инновационных проектов. Здесь  процессы обучения и воспитания , социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются в единстве, при этом ведущая функция  — за процессом образовательной рефлексии. Образовательная рефлексия — это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Понятно,  что 14-15-летнему  подростку  нужна в этом помощь педагога-психолога, учителей- предметников, родителей.

        Уже второй год в ГУО «Гимназия-интернат г. Мяделя» реализуется инновационный проект, тема которого  «Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления». Главная цель инновационного проекта: формирование ключевых компетенций интеллектуально одарённых  и высокомотивированных учащихся посредством их психолого-педагогического и тьюторского сопровождения в процессе профессионального становления. В соответствии с целью всего инновационного проекта каждый учитель, участник этого проекта, выбрал тему своей инновационной деятельности. В частности, я работаю над темой    «Формирование ключевых   компетенций  учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности в процессе  их профессионального самоопределения посредством тьюторского сопровождения». Главной целью моей  инновационной деятельности является персональное сопровождение  учащихся в процессе  становления у них профессионального выбора. Для достижения этой цели я стараюсь способствовать расширению возможностей образовательного, профессионального , социального и культурного  самоопределения учащихся, оказываю помощь в поисках возможностей  для  удовлетворения и развития профессионального интереса. Мною создается и разрабатывается методическое и дидактическое  обеспечение  тьюторского сопровождения  при изучении  предмета «Математика».

         Одним из самых важных этапов для меня был диагностический этап. Результативность этого этапа в определенной мере обеспечивает успешность всего инновационного проекта. На этом этапе  шло  выяснение  степени  сформированности компетенций учащегося, создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Большая работа в этом направлении  была проведена педагогом-психологом.  Для меня, как учителя математики, образовательная ситуация,  успехи и возможности учащегося  были очевидны. И тем не менее, было проведено много бесед,   анкетирование по различным вопросам  как самого участника инновационного проекта, так и его родителей. Большое значение имели и беседы-консультации с учителями-предметниками. Вся работа на данном этапе была направлена на развитие и стимулирование мотивации образовательной деятельности. Здесь же произошло и   профессиональное  самоопределение учащегося. По итогам диагностического этапа была составлена предлагаемая карта прогнозирования учащегося.

 

Карта прогнозирования учащегося

 

 

Учащийся

 

Тьютор

 

 

Данные об участниках ИОМ

16 лет, учащийся 11 класса

 

Козельская Т.В., учитель математики высшей квалификационной категории

 

Проблемно-ориентированная характеристика учащегося

В области обучения отдаю   предпочтения математики и  информатике.

 У меня лучше других получается выступать публично с устными высказываниями юмористического характера.   

Я испытываю некоторые  трудности при изучении английского  языка

Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни.

Тип темперамента – сангвиник.

Ярко развиты способности к  актерскому мастерству.

Обладает высокой мотивацией к обучению.

Имеет высокий уровень сформированности ценностно-смысловых и  учебно-познавательных компетенций.

 

Профессиональные склонности,

степень готовности к профессиональному самоопределению

Много внимания уделяю  занятиям математикой и английским языком. Интересуюсь  Интернет-материалами по вопросам профессионального самоопределения.

Я активный участник художественной самодеятельности, обладаю выраженным актерским талантом, веду и пропагандирую здоровый образ жизни, много внимания уделяю занятиям спортом

Предложения тьютора:

Роль учителя-дублера во время проведения Дня самоуправления.

Участие в мероприятиях  Недели точных наук.

Работа в органах самоуправления гимназии.

Участие в профориентационной работе среди младших школьников.

Встречи , беседы, online-общение   со специалистами экономической сферы хозяйствования

Встречи , беседы, online-общение   со студентами экономических факультетов УВО

Чтение литературы по личностному развитию

Образовательные запросы

 

Хотел бы за учебный год научиться  работать с разными компьютерными программами, овладеть техникой быстрого печатания на компьютере, проявить себя в олимпиадах,  конкурсах, получить в аттестате  отметку «10» по учебному предмету «математика», сдать на высокий балл репетиционные  и централизованное тестирования

 

Предложения тьютора:

Использование сети Интернет для самобразования.

Посещение межшкольного факультатива по математике.

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах  по учебным предметам

Участие в первом этапе республиканской олимпиады по математике.

Участие во втором этапе республиканской олимпиады по математике.

Участие в международном математичеком конкурсе “Кенгуру”

Участие в мероприятиях гимназической Недели точных наук.

Участие в мероприятиях  профильного гимназического  лагеря “Эрудит”во время каникул

 

Ожидаемые результаты

Освоение навыков публичного выступления.

Научиться эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности.

Научиться эффективно использовать в обучении средства ИКТ.

Поступить в УВО (экономическое направлени)

Предложения тьютора:

Самостоятельное изучение курса риторики

Посещение индивидуальных и стимулирующих занятий по математике, занятий для одаренных и высоко мотивированных учащихся.

Самообразование посредством  решения задач по математике

Участие во всех этапах репетиционного тестирования

 

   На следующем этапе,  проектировочном, был составлен индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) . Он представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку.Мы выбрали следующую форму ИОМ:

Индивидуальный образовательный маршрут

Тип

ресурса

Образова-тельные

ресурсы

Формирующиеся компетенции

Организационно-педагогические условия

Период реали-зации

Образова-

тельный продукт

   

 

Это своеобразный путеводитель, способ реализации личностного потенциала учащегося. В индивидуальном  образовательном маршруте важное  место занимают мероприятия по формированию ключевых компетенций - главного показателя эффективности инновационной деятельности. В соответствии с классификацией А. В. Хуторского, в перечень основных ключевых компетенций   вошли следующие: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции. Совместно с тьюторантом и его родителями  был выбран ведущий образовательный путь, спланировано его освоение.

 Это легло в основу календарно-тематического плана, который был составлен на весь учебный год. Календарно-тематический план представляет собой 9 крупных блоков, один из которых я предлагаю здесь:

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

бло-ка

Содержание учебного материала

Количество часов

Домашнее

задание

Дата выполнения задания

Отмет-ка о выпол-нении

1

БЛОК 1. МНОГОГРАННИКИ

Понятие многогранника. Выпуклые многогранники.

Призма, параллелепипед. Свойства  правильной призмы. Площадь  боковой и полной поверхности призмы. Свойства правильной пирамиды. Свойства пирамиды с равными или равно наклоненными боковыми ребрами. Свойства пирамиды с равными высотами боковых граней, опущенными из вершины пирамиды, или равно наклоненными боковыми гранями. Площадь  боковой и полной поверхности пирамиды. Усеченная пирамида. Правильные многогранники

Совершенствование вычислительной культуры

16 часов урочной деятельности +12 часов индивидуальной самостоятельной  работы

Глава 1 , §§1,3№№131-309

Индивидуальные задания :

Задачи стереометрии , 10 класс

№№1-30

12.09. 2016-20.09.2016

 

 

 

Большое  место при реализации календарно-тематического  плана отводится самостоятельной работе тьюторанта.  

 Выбраны  так же факультативы, спецкурсы, тренинги, секции, другие  возможности  для личностного роста и развития.  Это  участие в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам, встречи , беседы, online-общение   со специалистами экономической сферы хозяйствования, со студентами экономических факультетов УВО, участие в Днях профориентации, в работе органов ученического самоуправления гимназии, чтение литературы по личностному росту и развитию и др. На данном этапе был составлен и мой личный план инновационной деятельности, начато оформление портфолио тьюторанта.

Реализационный этап -  один из главнейших этапов работы по проекту. На этом этапе  идет реализация инновационного проекта, тьюторант работает в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом, самое большое внимание уделяется  составленному для него календарно-тематическому планированию. Моя задача как тьютора – так построить совместную работу, чтобы учащемуся  стало ясно, с какими трудностями придется столкнуться , на какие собственные качества можно опереться, какой личный опыт использовать,кто и чем может ему помочь  для достижения поставленной цели в его профессиональном становлении. Лично для меня важным на данном этапе является так же разработка  методического и дидактического  обеспечения  тьюторского сопровождения  при изучении  предмета «математика».

И наконец, аналитический этап. С моей точки зрения он может включать в себя значительное количество мероприятий. Это, например,

  • оценка общего хода работы над проектом;
  • оценка результатов проекта в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;
  • выявление уровня сформированности  ключевых компетенций  учащегося;
  • подготовка и оформление опыта работы над проектом;
  • подготовка материалов для презентации работы над проектом и др..

    Но главный итог  подведет сама  жизнь. Ведь  для современной школы важно не столько подготовить учащегося к поступлению, к профессиональному самоопределению, а подготовить его к самостоятельной жизни, помочь ему реализовать себя в будущем. Важно, чтобы в нем было заложено желание и стремление учиться, познавать мир и самого себя. Замечательные слова по этому поводу  были сказаны полтора века назад А. Бебелем: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».

                                                 Козельская Т.В., учитель математики

Именинники этой недели

 

Робототехника в гимназии

 

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.

Контакты

222397, Минская обл.
г. Мядель, ул. 17 Сентября, 6
Тел. (017-97) 40-3-38
директор
гимназия
администратор
сайта

 

Случайная картинка

Удачная охота

Akavita CY-PR.com Яндекс.Метрика

Туристический портал Нарочанского края: туризм, отдых, услуги, здравницы, новости, информация